Последние темы
» Нет лошади, и осел хорош
автор zakko2009 Пт Ноя 18, 2016 11:06 pm

» Очищение жилья
автор Индиан Пн Фев 22, 2016 12:31 pm

» Генератор с центробежным регулятором
автор Лобода Сб Дек 05, 2015 10:43 am

» МОИ ЗАРИСОВКИ
автор федот Ср Ноя 18, 2015 11:58 am

» коптильные палочки
автор Индиан Пн Окт 19, 2015 1:04 pm

» Книга "Записки одного дайвера"
автор soneric750i Ср Июл 15, 2015 11:31 pm

» Иван-чай (капорский)
автор Олегсандр Чт Июл 09, 2015 4:08 pm

» БЕРЕСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ/
автор gar ptisa Пт Июн 19, 2015 1:47 pm

» Моченые яблоки
автор Сухов Алексей Ср Июн 17, 2015 2:21 pm

» Томаты.
автор Сухов Алексей Вт Июн 16, 2015 3:34 pm

Счетчик
Яндекс.Метрика

Лепка, отминка, литье

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Лепка, отминка, литье

Сообщение  Berckut в Ср Окт 24, 2012 12:33 pm


Горшок формируют из глины разными способами. Древние горшечники брали мешок с мокрым песком, придавали мешку форму будущего горшка, а потом облепляли его со всех сторон влажной пластичной глиной, выравнивали поверхность и иногда наносили на мягкую глину деревянной палочкой узор в виде полос и спиралей. Когда глина высыхала, высыхал и песок в мешке. Тогда песок высыпали, легко вынимали освободившийся мешок, а глиняный горшок обжигали на костре...

Потом придумали гончарный круг. Изготовленные на нем керамические изделия имеют обязательную форму тел вращения, по крайней мере, изначально. Лепили из глины и изображения животных, людей. Эти статуэтки не были столь симметричными, как гончарные изделия.

Но крупные лепные изделия не получались. Дело в том, что их не умели делать полыми, и потому они неизбежно оказывались «толстостенными», в результате обычно растрескивались или сильно деформировались при сушке и обжиге.

Неизвестно, кто первый заметил, что если сильно разведенную водой глину в виде сметанообразной массы (шликера) вылить в сосуд с пористыми впитывающими воду стенками, то на стенках сосуда образуется корочка из глины. Чем дольше шликер находится в таком сосуде, тем более толстая образуется корка. Если затем лишний шликер вылить, а образовавшейся корке дать подсохнуть, то ее можно из сосуда извлечь. И получится отливка, внешняя поверхность которой будет копией внутренней поверхности сосуда.

Это наблюдение и легло в основу так называемого сливного способа формирования керамических изделий сложной формы, например, статуэток, ваз, изразцов, унитазов, раковин. Многие уникальные произведения искусства получены именно сливным способом.

Последовательность операций при сливном способе формирования керамических изделий следующая:
• подготавливают все твердые компоненты сырьевой смеси, причем лучше всего их измельчить, чтобы облегчить последующий помол; осуществляют мокрый помол, это очень ответственная операция, от которой зависит качество будущих изделий (в мельницу при подобном помоле кроме глины и всех добавок заливают еще и воду);
• полученный шликер заливают в заранее подготовленные гипсовые разъемные формы и выдерживают в них до тех пор, пока не будет достигнута нужная толщина стенок изделий;
• из форм сливают «лишний» шликер, а формы с изделиями оставляют для первичной просушки — подвяливания;
• осторожно разнимают формы и извлекают из них изделия;
• изделия и формы высушивают (последние после сушки используют для формования повторно);
• сухие изделия покрывают слоем глазури;
• глазурованные изделия обжигают в печи и охлаждают.

В приведенной здесь общей схеме получения майолики сливным способом нет подробностей. Но именно в этих подробностях заключены те самые секреты и хитрости, которые называют тайной гончарного мастерства. Но о секретах чуть позднее. Тех же, кто решит попробовать свои силы в этом замечательном ремесле, хочу сразу предупредить, что без мельницы и печи им никак не обойтись. Учтите это, пожалуйста.

Глина глине рознь
Глины бывают разные. Геологи и технологи различают множество разновидностей глин. Для нас же важна информация о глинах, с которыми нам предстоит работать.

Просто глины — осадочные горные породы, состоящие преимущественно из глинистых минералов (каолинита, монтмориллонита, галлуазита и др.) и некоторого количества примесей, обладающие способностью размокать и набухать в воде с образованием при этом пластичной массы. Эти породы обычно имеют красновато-бурую или желто-бурую окраску.

Каолины — осадочные горные породы из глинистых минералов, состоящих главным образом из каолинита или его разновидностей. (Каолинит — минерал подкласса слоистых силикатов, Al4[Si4O10](OH)8 — Прим. ред.)

Бентониты — осадочные породы, но состоят они из минералов группы монтмориллонита. Эти минералы имеют слоистую кристаллическую структуру как у графита или талька, то есть состоят из тончайших чешуек, способных при механическом воздействии на них скользить друг по другу. Поэтому эти минералы наощупь кажутся жирными. К тому же между чешуйками имеются полости, в которые легко проникают молекулы воды. Благодаря этому бентонитовые глины сильно набухают в воде и образуют пластичное тесто.

При всем разнообразии глинистых минералов у них есть общая особенность: они образовались при химическом разрушении других минералов и потому размеры их кристалликов очень малы — всего 1...5 мкм в поперечнике.

Кроме глинистых минералов все глины содержат то или иное количество примесей, которые сильно влияют на свойства глин, а потому состав и количество примесей необходимо учитывать при работе с глиной. Познакомимся с основными примесями, содержащимися в глинах.

Кварц — один из самых распространенных на Земле минералов, состоящий из одной лишь двуокиси кремния — кремнезема (Si02).

Полевой шпат — довольно обычный минерал, в котором наряду с кремнеземом обязательно присутствует глинозем — окись алюминия (Аl203), а также окись одного из металлов типа натрия, калия, кальция (чаще всего именно этих трех).

Слюда — знакомый всем минерал, характерный тем, что очень легко расщепляется на тончайшие прозрачные пластинки. Слюда содержит кремнезем, глинозем и (часто) соединения железа, натрия, магния.

Чаще всего эти минералы-примеси и составляют присутствующий в глине песок. Реже в глине встречаются зерна известняка, гипса, других пород и минералов.

Разные минералы по-разному влияют на свойства глины. Так, кварц снижает ее пластичность, но повышает прочность черепка после обжига. Полевые шпаты снижают температуру спекания. А вот зерна известняка могут быть и полезными, и вредными, что зависит от их размера. Если эти зерна крупные (до 2 мм в поперечнике), то они для керамики вредны. Дело в том, что при обжиге известняк превращается в окись кальция (СаО), то есть в ту самую известь, которую мы называем кипелкой. Зерна извести в уже готовом черепке обязательно «натянут» пары воды из воздуха. При этом известь начнет «гаситься», сильно увеличиваясь в объеме. В конце концов, такое расширение песчинки приведет к разрушению изделия, которое обязательно растрескается. Если те же самые примеси находятся в глине в виде тонкого порошка, да еще равномерно в ней распределены, вреда от них не будет. Иногда даже наоборот полезно добавить в глину некоторое количество тонкоизмельченного известняка. Зачем? Об этом разговор будет позже.

Примеси в глинах встречаются не только в виде зерен. Некоторые минеральные вещества, растворимые в воде, как бы пропитывают глину. Это соединения железа, марганца, серы и целого ряда других элементов. Именно они чаще всего придают глине ее цвет. Чтобы убедиться в этом, проделайте простой опыт. Поместите в стакан щепотку обычной бурой глины и залейте ее уксусом. Содержимое размешайте, а потом осторожно промойте водой, чтобы не слить осадок. Вы увидите, что в стакане остался осадок белого или светло-серого цвета, а вся бурая окраска перешла к воде. Это произошло потому, что окрашивающие глину примеси растворились в кислоте и «отмылись» водой.
Что вам надо знать о глине

Свойства глин весьма разнообразны и многочисленны. Поэтому остановимся только на свойствах, особенно важных для гончаров, чтобы они могли правильно выбрать глину, а главное — подготовить ее к работе.

Среди свойств глины несколько выделяют ее запесоченность, которая характеризует содержание в глине песчаных частиц. Чтобы определить запесоченность глины, понадобится сито с размером ячеек 0,14 мм. Берут 100 г высушенной глины и замачивают ее в большом количестве воды до полного размокания. Затем полученную влажную массу выкладывают на сито и промывают водой до полного исчезновения мути в сливе (до «чистой воды»). После этого оставшуюся на сите субстанцию, а это и будет песок, содержащийся в глине, перекладывают на металлическую тарелку и сушат на плите или в духовке. Далее песок взвешивают с точностью до 0,1 г. Масса песка в граммах и будет равна запесоченности глины.

Остальные свойства глины, знание которых необходимо гончару, обычно подразделяют на водные и огневые.

Водные свойства
Пластичность — количество воды, которое необходимо добавить к глине, чтобы получить пластичное тесто. Это количество воды определяют опытным путем.


Определение пластичности глины: а — из глины удалось раскатать «колбаску» — влажность глины соответствует пределу раскатывания; б — «колбаска» «размазывается» по поверхности — достигнут предел текучести.

Берут 100 г сухой глины, растертой в ступке до состояния тонкого порошка, и добавляют к ней 5 г воды. Замешивают тесто, скатывают из него шарик, укладывают последний на ровную поверхность, например, на стол, и ладонью раскатывают в цилиндр-«колбаску» (рис. 1). Если «колбаска» через некоторое время начинает распадаться — воды мало. Тогда повторяют опыт, добавляя в глину большее количество воды, например, 10 г. Только нельзя добавлять воду к уже приготовленному тесту, придется тесто замешивать заново. Если и в этот раз цилиндр развалится, значит, воды все еще мало. Тогда надо еще на 5 г увеличить количество воды. Словом, повторяют эту процедуру до тех пор, пока глиняная «колбаска» или не перестанет растрескиваться (значит, достигнут предел раскатывания), или начнет просто размазываться по поверхности, что свидетельствует о достижении предела текучести.

Разность между влажностью глины в состоянии предела текучести влажностью той же глины в состоянии предела раскатывания называют числом пластичности. По значению этого числа судят о пластичности глины. Напомню еще, что относительная влажность характеризуется отношением массы жидкости, содержащейся во влажном веществе, к массе этого влажного вещества. Выражается влажность в процентах. Итак, малопластичной считают глину, число пластичности которой меньше 7%, у пластичной глины это число — 7...15%, у высокопластичной — более 15 %. Знание пластичности глины очень важно при составлении рецептуры керамической массы, а также для назначения режима сушки изделий.

Пластичность глины можно в некоторой степени изменять введением добавок.

Воздушная усадка — уменьшение объема глины при ее высыхании. При удалении из глины воды частицы минералов, составляющие глину, сближаются между собой, что и вызывает усадку. Это также очень важная характеристика, которая понадобится, например, чтобы определить размеры изделия-сырца. Определяют воздушную усадку так. Приготовив и промесив как следует некоторое количество глиняного теста, влажность которого соответствует пределу пластичности, его заворачивают во слегка увлажненный кусок холщовой материи и кладут на ровную доску. Далее деревянным молотком-киянкой «простукивают» тесто. Этот прием, называемый выколачиванием, позволяет получить тесто без воздушных пузырьков и пустот. Затем, не доставая глину из холстины, придают ей форму ровного пласта толщиной 10 мм. После этого острым ножом разрезают глину (без холстины, конечно) на квадраты со стороной 50 мм. При этом пользуются линейкой, чтобы линии разреза были прямыми и ровными. Потребуется изготовить не меньше пяти штук таких глиняных плиточек.


Разметка образца (плитки) для определения воздушной и огневой усадок глины
(для простоты размер 50 мм отмечен только на одной диагонали).


Затем заостренной палочкой на поверхности плиточек тоже по линейке наносят диагонали. Не глубоко, но так, чтобы они были хорошо заметны. Осталось с помощью циркуля-измерителя, раскрыв его ровно на 50 мм, нанести его концами риски поперек обеих диагоналей (рис. 2). Для сушки плитки укладывают в укромное место, например, на полку или на сухой подоконник. Конечно, на плитки не должны попадать прямые солнечные лучи, причем нельзя их располагать близко к отопительным приборам. При комнатной температуре плитки просохнут за неделю, после чего можно приступать к определению воздушной усадки. Для этого, взяв штангенциркуль, измеряют с точностью до 0,1 мм расстояния между рисками на диагоналях. Не забудьте во время измерения осмотреть образцы, отметить изменения формы, наличие трещин, прогибов, искривлений и т. д.

Предположим, что после замеров всех 5 плиток получили такие результаты (в мм): 45,0, 45,9, 46,1, 45,6, 47,8, 46,2, 45,4, 45,5, 46,1, 45,8. Вычислим среднее арифметическое этой группы чисел, для чего сумму значений этих чисел разделим на их количество:

459,4 : 10 = 45,94 мм.

Теперь определим процент усадки, зная, что расстояние между рисками до сушки было равно 50,0 мм:

[(50,0 - 45,94)/50] х 100 = 8,12%.

Вот это и есть воздушная усадка нашей глины. У разных глин она неодинаковая и колеблется в пределах от 1 до 15%.

Одновременно по состоянию этих же образцов определяем и еще одно свойство нашей глины — чувствительность к сушке. Если после сушки образцы не деформированы и на них отсутствуют трещины, значит глина мало чувствительна к сушке. Наличие слабых искажений формы или небольшого числа мелких усадочных трещин свидетельствует о повышенной чувствительности глины к сушке. Наконец, если образцы сильно деформированы или потрескались — глина высокочувствительна к сушке. Это очень важный показатель, который обязательно учитывают при назначении рецептуры керамической массы из той или иной глины.
Огневые свойства

Спекаемость — способность глины давать при обжиге плотный черепок. Исследователи, занимающиеся керамикой, договорились, что способность глины образовывать черепок необходимо определять при одной и той же температуре, а именно при 1350° С. Ведь разные глины спекаются при «своих» температурах, разброс которых весьма значителен (от 450 до 1450° С), и если определять спекаемость каждой глины при ее температуре, то трудно установить количественную меру спекаемости. Поэтому и выбрали одну температуру.

Степень же спекаемости определяют по водопоглощению обожженного при 1350° С черепка той или иной глины: если водопоглощение меньше 2% — глина сильноспекающаяся; от 2 до 5% — среднеспекающаяся; больше 5% — неспекающаяся. (Водопоглощение — способность материала впитывать воду при погружении в нее.) Спекаемость глин удается регулировать с помощью добавок.

Поскольку мы условились, что будем заниматься изготовлением майолики, то есть пористой керамики, нам не понадобится добиваться сильного спекания глины. Однако чтобы определить температуру спекания той глины, с которой предстоит работать, это свойство глины знать желательно.

Для определения спекаемости нашей глины подойдут те же образцы, которые послужили для определения воздушной усадки. Причем не страшно, что они потрескались при сушке или изменили форму. Если есть доступ к лабораторной муфельной печи, то обжечь высушенные образцы лучше в ней.

Мы хотим установить сейчас, насколько сильно можно спечь в вашей печи черепок из имеющейся глины без введения каких-либо добавок. Поэтому и установим в муфеле соответствующую температуру.

При отсутствии муфеля образцы обжигают в обычной отопительной печи. Для этого в конце протапливания печи, когда в топке накопится достаточно много золы, но топливо еще полностью не прогорело, высушенные образцы укладывают поверх углей, не закапывая в них. Задвижку печи и поддувало прикрывают так, чтобы горение топлива продолжалось со средней интенсивностью. Когда печь протопится, ее просто закрывают. Образцы достают из печи только после полного ее охлаждения, то есть примерно через 10...12 ч. Температура спекания в этом случае будет такая, какую обеспечит печь, где вы собираетесь обжигать свои изделия. Обычно дровяные печи дают температуру 850...950° С. Осина, липа и другие мягкие породы при горении выделяют меньше теплоты, чем хвойные породы. Твердые (дуб, бук, вяз) — больше. Конечно, во многом температура зависит и от тяги в печи.

Вынув образцы из печи, их отряхивают от золы и пыли, после чего взвешивают на аптечных весах с точностью до 0,1 г и помещают их плашмя в посудину с водой, погружая образцы в воду не полностью, а на 2/3 их толщины.

В воде образцы выдерживают одни сутки, после чего вынимают, промокают сухой тряпицей или промокательной бумагой (вода с них капать не должна) и снова взвешивают с той же точностью.

Водопоглощение образцов вычисляют по формуле:

В = [(Мв - Мс)/Мс] х 100,

где Мс — масса сухого образца, г; Мв — масса насыщенного водой образца, г; В — водопоглощение,%.

Подвергнуть подобному испытанию необходимо не менее 3 образцов, затем вычисляют среднее арифметическое полученных результатов. Это и будет значение водопоглощения. Если оно окажется менее 2%, то глина легкоспекаемая, при 2...5% — среднеспекаемая, выше 5% — неспекаемая. Если глина легкоспекаемая, никаких мер для улучшения ее спекаемости не требуется. Среднеспекаемую глину, скорее всего также можно оставить в покое. А вот как повысить спекаемость неспекаемой глины, обсудим позже.

Если после выяснения воздушной усадки образцы окажутся непригодными для определения спекаемости, ну, скажем, они развалились при сушке или оказались сильно деформированными, следует приготовить точно такие же новые образцы. Но сушить их придется осторожнее и медленнее, для чего их лучше поместить в закрытый сосуд, например, в стеклянную банку, и накрыть ее листом бумаги. Сушка в этих условиях продлится не меньше 2 недель.

Огневая усадка — изменение объема глины при обжиге. Степень подобной усадки зависит не только от свойств глины, но и от температуры обжига. Как и в случае со спекаемостью, огневую усадку определяют при 1350° С. Но в нашем случае важна огневая усадка при температуре обжига, то есть при той, которую обеспечит печь. Знание огневой усадки поможет определить, какого размера требуется отливка, чтобы после обжига получить изделие заданных размеров. Естественно, что при этом учитывают и воздушную усадку.

Если образцы, подвергшиеся обжигу для изучения спекаемости, хорошо сохранили форму и нанесенные на них риски отчетливо видны, определить огневую усадку можно с их помощью.

Для этого, применяя штангенциркуль или циркуль-измеритель, вновь измеряют расстояния между рисками на диагоналях образцов. Рассчитывают огневую усадку по той же формуле, что и воздушную усадку. Нужно только сопоставить расстояния между рисками после сушки с расстояниями после обжига. Обычно у большинства глин огневая усадка составляет 6...8%. Как уже говорилось, общая усадка равна сумме воздушной и огневой. Она для обычных глин, как правило, близка к 15%, но наблюдаются и существенные отклонения от этого значения.

Все эти сведения понадобятся, чтобы назначить состав сырьевой смеси, с которой придется работать, а также определить размеры форм и установить режимы сушки и обжига изделий.

Итак, со свойствами пластичной глиняной массы мы разобрались. Давайте познакомимся со специфическими свойствами жидкой литейной глины (шликером), которые понадобятся при изготовлении майолики сливным способом. Но сначала подготовим сито с размером ячейки 0,0053 мм, вискозиметр Энглера и секундомер. Все это вряд ли раздобудешь в небольшом городке, а уж тем более — в деревне. Но и сито, и вискозиметр можно изготовить самостоятельно. Подробно об этом будет в следующем разделе, специально посвященном оборудованию, приборам и устройствам, необходимым для работы с керамикой. А пока скажем, что сито по конструкции ничем не отличается от обычных сит, только вместо традиционных сетки здесь придется натянуть капроновый или нейлоновый чулок, который заменит сетку с размером ячейки 0,0053 мм. Вместо секундомера подойдут любые часы с секундной стрелкой — точности до 1 с вполне достаточно.

Еще понадобится фарфоровая ступка вместимостью не менее 0,5 л с фарфоровым же пестом. Еще лучше было бы приобрести лабораторную фарфоровую мельницу. Имейте в виду, что чугунная или бронзовая ступки в данном случае не подойдут, так как при измельчении компонентов в шликер попадет металл в виде мельчайшей пыли, что может заметно отразиться на свойствах шликера. Но если уж другого выхода нет, применяйте чугунную ступку.

Чтобы определить свойства шликера, последний надо сначала приготовить. Для этого возьмем 0,5 кг высушенной глины и добавим к ней воду, количество которой зависит от пластичности. Так, малопластичные глины разводим в 320 мл воды, глины средней пластичности — в 300 мл, высокопластичные — в 280 мл. (Влажность шликера в этом случае составит примерно 39%, 37,5% и 36% соответственно.)

Итак, глину и воду в нужных количествах помещают в ступку, после чего измельчают глину, растирая ее пестом. Когда под пестом перестанет ощущаться песок, можно первый раз определить тонкость измельчения (помола) шликера. Отвесив 100 г шликера, его выливают в сито с сеткой из чулка и струей воды промывают шликер до чистой воды. Отмытый остаток сушат и взвешивают. Если масса его окажется меньше 2г (в нашем случае меньше 2%), то шликер готов.

Масса остатка на сите 0053 (так обозначается сито с размером ячейки 0,0053 мм) характеризует тонкость помола шликера. Она не должна превышать 2%, иначе шликер станет интенсивно расслаиваться, то есть из него при формировании изделий начнут быстро оседать более крупные частицы, в результате стенки изделия приобретут неодинаковые структуру и плотность на разной высоте. Добавим также, что тонкость помола не должна быть и меньше 1%. В последнем случае шликер слишком быстро загустевает, поэтому плотность стенок изделий окажется разной по толщине. Если тонкость помола окажется недостаточной (остаток на сите превысит 2%), шликер придется дополнительно растирать, чтобы количество остатка вписалось в нужный диапазон.

Подготовив шликер необходимого качества, приступают к определению его текучести. Для этого шликер наливают в вискозиметр с закрытым сливным отверстием. Через 30 с сливное отверстие открывают и одновременно начинают отсчет по секундной стрелке часов. Когда в сосуд под вискозиметром выльется ровно 100 мл шликера, отверстие слива закрывают. Время, за которое из вискозиметра вытечет 100 мл шликера и есть его текучесть. Обычно нормальная текучесть литейного шликера составляет 20 с. При текучести больше 25 с в шликер необходимо вводить разжижающую (пластифицирующую) добавку. Если текучесть меньше 15 с, необходимо уменьшить влажность шликера, то есть добавлять в глину меньше воды. Словом, текучесть шликера, пригодного для литья, лежит в пределах 15...25 с.

Теперь разберемся с загустеваемостью шликера, которая проявляется в том, что текучесть шликера со временем уменьшается, то есть время истечения 100 мл шликера из вискозиметра через какой-то период возрастает. Определяют загустеваемость так. Шликер, оставшийся в вискозиметре после определения текучести, сохраняют в покое в течение 30 минут, не встряхивая и не перемешивая его. Затем снова измеряют время истечения 100 г шликера, как в первый раз. Это время будет, понятно, больше, чем первое. Разделив новое время истечения шликера на предыдущее, получают его степень загустевания. Если данное частное окажется больше 2,2, то шликер не пригоден для формирования. Его текучесть и время загустевания надо регулировать добавками.

Еще одно очень важное свойство шликера, от которого во многом зависят как формовочные свойства шликера, так и качество будущего черепка — плотность. Определяют плотность шликера с помощью ареометра (денсиметра) с интервалом градуировки 1,5...1,8 г/см³. Подобный ареометр раздобыть не всегда удается, но можно заменить его двумя или даже тремя ареометрами, диапазон измерений которых перекрывает названный интервал, например, один — от 1,5 до 1,6, другой — 1,55...1,65, а третий — 1,56...1,85.

При отсутствии ареометра плотность определяют, взвешивая известный объем шликера. Например, предварительно взвешенный с точностью до 0,1 г мерный сосуд емкостью не менее 100 мл наполняют шликером до метки, обозначающей этот объем. Взвесив сосуд со шликером, из получаемой массы вычитают массу пустого сосуда и делят результат (разность) на объем шликера Ош. Частное от деления (с некоторой оговоркой) можно считать плотностью шликера Пш:

Пш = (Мш - Мп)/Ош г/см³.

Замечу, что в действительности значение плотности, вычисленное таким способом, будет несколько отличаться от значения, которое покажет ареометр. Полученный в первом случае удельный вес шликера, с плотностью по ареометру может и не совпасть.
Источник: http://www.idea-master.ru/keramika.html
avatar
Berckut
Admin

Сообщения : 653
Дата регистрации : 2011-12-13
Возраст : 45
Откуда : Сибирь

http://d-otshelnik.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Лепка, отминка, литье (продолжение)

Сообщение  Berckut в Ср Окт 24, 2012 12:57 pm


Что нужно иметь для работы с керамикой

Теперь подробно расскажем об оборудовании, приборах, материалах и веществах, которые понадобятся для изготовления керамики — майолики сливным способом.

Мельница — устройство для измельчений глины и других компонентов сырьевой смеси. Даже если глина не требует введения каких-либо добавок, она обычно содержит песок, так что ее все равно надо размалывать.

Промышленность выпускает мельницы из фарфора с барабанами вместимостью до 10 л. Мелющими телами такой мельницы являются шары из твердого фарфора. Диаметр шаров и их число зависят от характеристик размалываемого вещества. В нашем случае диаметр шаров 19...25 мм.


Цилиндр шаровой мельницы.

Вместо шаров применяют и цилиндры, но обязательно из твердого фарфора или другого аналогичного материала (ультрафарфора, уралита, алунда и т. п.). В качестве мелющих тел подойдет и кремневая галька подходящих размеров, которую тщательно отсортировывают, удаляя куски мягких горных пород. Пригодна также галька из кварцита, яшмы, роговика. Размалываемым материалом заполняют не более 1/3 внутреннего объема барабана. Следовательно, в барабан емкостью 10 л разрешается засыпать не более 3,3 л твердого вещества. (При этом, естественно, масса этого объема материала зависит от его насыпной плотности. Так, при насыпной плотности кварцевого песка равной 1,8 г/м³ масса 3,3 л песка составит 5,94 кг.).


Привод шаровой мельницы: 1 — двигатель; 2 — редуктор; 3 — обрезиненные валы.

Приводом для мельницы служит вращающееся устройство, состоящее из пары обрезиненных валов, червячной передачи, редуктора и электродвигателя. Привод должен позволять при необходимости изменять частоту вращения мельницы, так эту частоту устанавливают в зависимости от загрузки мельницы и свойств размалываемого материала. Возможно, кому-то из читателей удастся придумать более простую конструкцию привода.

Металлический кожух мельницы не очень сложно свернуть из стального листа толщиной не менее 0,8 мм. Крепление герметичной крышки должно быть надежным, чтобы при приготовлении шликера вода не просочилась через случайный зазор. Прокладку для крышки делают из мягкой резины.

Кроме мельницы для измельчения небольших количеств различных материалов необходимо иметь фарфоровую ступку вместимостью не менее 0,5 л.

Подогреваемый стол-верстак — приспособление для подогрева форм и первичной сушки отформованных изделий.


Подогреваемый стол-верстак: 1 — желоб для стока слитого шликера; 2 — нагреватель (спираль).

Подогрев столешницы осуществляют с помощью стандартных электрических элементов сопротивления (спиралей), например, от электрической плитки. Для регулировки температуры нагрева потребуется автотрансформатор, мощность которого должна быть не менее суммарной мощности всех нагревательных элементов. Температура поверхности верстака 40...45° С.

Подогревают верстак также горячей водой от отопительной системы, нагретым воздухом от электрокалорифера или другим способом. Важно обеспечить равномерный нагрев поверхности верстака при указанной выше температуре в течение всего времени формования изделий.

Можно обойтись и без такого верстака. В этом случае просто придется после каждого формования изделий тщательно просушивать гипсовые формы, а также отформованные изделия.

Печь для обжига — выделяющее теплоту устройство, в котором обжигают керамику. Без печи керамику просто не получить, так как обжиг — главное действо, превращающее глину в черепок. При выборе печи, учитывают число изделий, которые вы собираетесь производить, а также доступность энергоносителей и их стоимость.

Если вы хотите изготовлять по три...пять небольших вазочек или статуэток в день, то подойдет лабораторная муфельная печь, объем камеры которой составляет примерно 5—6 л. При намерении обжигать несколько десятков изделий за один раз, лучше всего самому сложить печь для обжига.

Пока здесь мы перечислили только основное оборудование, необходимое для изготовления керамики. Однако кроме него понадобятся еще и другие инструменты, приспособления и приборы.

Сито потребуется для определения тонкости помола глины.


Конструкция сита: а — элементы сита; б — сито в сборе; 1 — средняя часть пластиковой бутылки; 2 — кусок чулка; 3 — фиксирующее кольцо.

Размер ячеек такого сита, как уже говорилось, равен 0,0053 мм. Это сито — очень дефицитное изделие, раздобыть его трудно, поэтому проще изготовить его самому, сделав сетку из нейлонового чулка. Для этого от старого чулка отрезают кусок длиной 10 см, не имеющий спущенных петель. Разрезают его вдоль (если чулок со швом — то по шву). Получается лоскут прямоугольной формы примерно 10 х 20 см. Если такой лоскут натянуть на обечайку диаметром 7...8 см, добившись ровного расположения нитей нейлона, то получится сито с ячейками примерно требуемого размера. В качестве обечайки подойдет цилиндрическая часть пластиковой бутылки (из-под моющих средств, растительного масла и др.) подходящего диаметра. Длина отрезанной части не менее ее диаметра. Крепят нейлоновую ткань на обечайке, например, перевязав загнутые вверх края ткани нейлоновой нитью, проволокой, можно надеть на эти края кольцо шириной 7...10 мм. Не следует только ткань к обечайке приклеивать или приваривать.

Штангенциркуль необходим для измерений образцов при определении усадки глины, да и для определения других размеров.

Надфили, стальные цикли, стеки, ножи, лопатки, кронциркуль, циркуль-измеритель, стальной угольник, мутовка, клюшки, кисти — мелкий ручной инструмент, который пригодится при изготовлении форм и отделке отформованных изделий.


Инструмент для лепки: 1 — стальные цикли; 2 — стеки; 3 — ножи; 4 — мутовка; 5 — клюшка; 6 — угольник; 7 — лопатки.

Понадобятся еще ограничительные доски, которые используют при изготовлении гипсовых форм.

Ограничительные доски.

В качестве емкостей для хранения и переноса жидкостей, приготовления гипсового теста, слива шликера из мельницы, разлива его в формы служат эмалированные или пластмассовые ведра, банки, миски, чашки.

Для нанесения глазури понадобится пульверизатор.

Электроплитка нужна для подогрева некоторых компонентов керамической массы, размягчения парафина или воска.

Стандартный вискозиметр Энглера едва ли удастся приобрести. Однако вместо него можно изготовить самодельный (рис. 10). Для этого подбирают верхнюю часть пластиковой бутылки, из которой была изготовлена обечайка для сита. Необходимо, чтобы перевернутая вниз горлом верхняя часть вмещала не менее 300 мл шликера. Из металлического диска диаметром, равным диаметру отверстия горлышка, изготавливают калиброванный слив, Для этого в центре диска сверлят отверстие диаметром 6,7 мм. Полученную «шайбу» вклеивают или вваривают в горлышко.


Вискозиметр: 1 — верхняя часть пластиковой бутылки; 2 — треножник. Установка калиброванной шайбы.

Еще для самодельного вискозиметра потребуются подставка-треножник и палочка-затычка из твердой древесины — березы, дуба, бука

Обязательно понадобятся весы для взвешивания сырьевых компонентов перед измельчением в мельнице, для отмеривания проб шликера для различных целей и т. д. Необходимо иметь как торговые весы с точностью взвешивания не более 5 г, так и аптечные, обычно применяющиеся для взвешивания фотореактивов.
Добавки используемые при изготовлении керамики

Как уже говорилось, для регулирования свойств керамических масс применяют разного рода добавки. Давайте разберемся, что это за вещества и какие новые свойства они способны придать глине. Все добавки подразделяют на следующие группы:
отощающие; стабилизаторы; пластификаторы; интенсификаторы спекания.

Отощающие добавки уменьшают предел пластичности глины, снижают воздушную (и огневую) усадку. К ним относятся: кварцевый и кварцево-полешпатовый песок, металлургические и топливные шлаки, зола тепловых электростанций.

Стабилизаторы снижают расслаиваемость шликерных керамических масс и степень их загустевания. Это электролиты, например, сода или жидкое стекло. Оказываются полезными в этом качестве и некоторые пластификаторы.

Пластификаторы повышают пластичность глины. Это высокопластичные глины, некоторые органические соединения, например технические лигносульфонаты — отходы производства целлюлозы. Их сейчас называют сокращенно ЛСТ, а раньше они были известны под названиями ССБ и СДБ. Другой продукт того же производства — карбоксиметилцеллюлоза (КМЦ), используемая в качестве обойного клея. Подобные вещества в ряде случаев служат и стабилизаторами.

Интенсификаторы спекания (или плавни) повышают спекаемость глины, снижают температуру ее спекания. К таким добавкам относятся как вещества, сами имеющие относительно низкие температуры плавления, — полевошпатовые горные породы (сиенит, андезит, пегматит), битое стекло (оконное и бутылочное), так и вещества (известняк, мрамор, допомит, мрамор, тальк), образующие легкоплавкие соединения с минералами глины.

Наконец, некоторые отощающие добавки одновременно являются и интенсификаторами (металлургические шлаки, золы ТЭС).

Чаще всего в качестве добавок применяют вещества, имеющиеся под рукой. Конечно, скорее всего, в вашем распоряжении окажется не так уж много подходящих добавок. Но это не страшно. Главное при составлении шликера разобраться — нужна ли какая-либо добавка к имеющейся глине, а если нужна, то какая именно, и в каком количестве.

Вот чтобы ответить на эти вопросы, и надо знать все упомянутые выше свойства глины.

Предположим, что глина оказалась высокопластичной и высокочувствительной к сушке, причем ее воздушная усадка составила 9,5%. При спекании при температуре 900° С водопоглощение оказалось равным 1,8%, огневая усадка — 7,2%. Следовательно, в глину требуется ввести отощающие добавки, чтобы снизить воздушную усадку и чувствительность к сушке. Самая доступная отощающая добавка в практически любой местности — кварцевый песок. Подсчитаем, сколько его нужно добавить. Предположим, что запесоченность глины составляет 3,8%. Высокопластичные глины способны воспринять до 50% песка без снижения пластических свойств. Добавим в глину столько песка, чтобы довести его содержание до 50%. Вычислить это количество просто: надо из 50% вычесть число, соответствующее содержанию песка в глине, то есть 3,8%. Следовательно, добавить придется 46,2% (50% — 3,8%).

Далее проверим, действительно ли эта добавка изменит свойства глины так, как требуется. Для этого проверим воздушную усадку смеси, состоящую из 53,8% глины и 46,2% песка. Как это сделать — известно. Надо только очень тщательно смешать глину с песком. После испытаний плиток из «новой» глины установили, что после введения песка она стала среднепластичной и среднечувствительной к сушке, а ее воздушная усадка уменьшилась до 6,3%.

Выходит, мы своей цели достигли, и смесь опробованного состава стала пригодной для формования из нее изделий сливным методом. Но чтобы подтвердить это, проверим свойства шликера из этой смеси. Как мы выяснили выше, пригодный для формования шликер должен иметь текучесть около 20 с (при влажности 35...37% и степени загустевания не более 2,2). Если при испытании шликера получены примерно такие результаты, то шликер подобного состава пригоден для изготовления майолики. Понятно, здесь рассмотрен простой случай, когда все получилось с первого раза.

А вот ситуация посложнее. Например, опыты с глиной показали, что она неспекаема, сильно запесочена (32% песка), число пластичности всего 5%. Здесь явно нужно ввести в глину интенсификатор спекания и пластификатор. В качестве интенсификатора спекания возьмем битое стекло. К сожалению, теории расчета количества такой добавки нет, так что сказать, сколько стекла нужно добавить для повышения спекаемости глины, трудно. Надо экспериментировать.

Приготовим глиняное тесто определенной влажности, например, 39%, и испытаем составы, содержащие 5, 10 и 15% измельченного в порошок стеклобоя. Обожжем образцы при 900° С и определим их водопоглощение. Предположим, что при 5% стекла водопоглощение черепка составило 10,1%; при 10% — 5,3%; при 15% — 1,2%. Если существует возможность обеспечить содержание стеклобоя в сырьевой смеси в количестве 15%, эту смесь и выберем, так как низкое водопоглощение черепка из нее весьма приемлемое. При недостатке стекла придется ограничиться 10%-ной добавкой.

Теперь проверим свойства шликера со стеклом. Определим текучесть. Предположим, она оказалась приемлемой, скажем, 21 с. Но при этом степень загустевания составила 2,7, что многовато. То есть требуется очередная добавка — стабилизатор, в качестве которого решили применить соду. Приготовим шликер с добавкой 0,1% соды. Проверим его текучесть и загустеваемость.

Первая оказалась равна 20 с, что нормально, а вторая снизилась до 2,3, но и это еще многовато. Добавим в шликер еще 0,1% соды, в результате чего текучесть несколько увеличилась (19 с), а значение загустеваемости снизилось до 2,1.

Этот результат нас устраивает. Значит состав шликера, с которым предстоит работать, содержит (в % по массе): глина — 84,8; стеклобой — 15; сода — 0,2 (при влажности шликера 39%).

Подобным образом поступают и в других случаях. Стратегия, которую применяют при подборе состава сырьевой смеси такова:
— оценка свойств глины;
— теоретическое решение возникающих задач, основанное на известных рекомендациях;
— экспериментальная проверка выбранного решения методом проб и ошибок.

Можно сформулировать некоторые общие правила, руководствуясь которыми назначают те или иные добавки. Но для начала напомним, какими свойствами должен обладать хорошего качества литейный шликер для сливного формования:

— влажность 35...40% (чем меньше, тем лучше);
— текучесть 18...22 с;
— степень загустевания 1,7...2,2;
— плотность 1,74...1,77.

Добавим, отощающие добавки разрешается вводить в глину в количестве от 0 до 50%. Критерием достаточности количества добавок являются усадки (воздушная и огневая). Нет смысла добиваться полного устранения усадок, достаточно «отрегулировать» их так, чтобы сумма воздушной и огневой усадок составляла не более 15%.

Пластификаторы в виде высокопластичной глины (бентонита) вводят в пределах от 7 до 15%. Пластификаторы типа ЛСТ или КМЦ добавляют в количестве 0,05...0,25%; при большем содержании они могут резко повысить степень загустевания шликера.

Стабилизаторы — ЛСТ, КМЦ или сода используют в таких же количествах, что и пластификаторы.

Интенсификаторы спекания (плавни) применяют в количестве, позволяющем снизить температуру спекания глины до 850...900°С. Обычно их содержание находится в пределах 10...20%, но при совмещении с ролью отощающей добавки может доходить и до 50%. Надо учесть, что значительное уменьшение температуры спекания, а в принципе ее можно снизить до 650° С, способно привести к тому, что глина при обжиге недостаточно «пропечется», сохранив способность набухать в воде. Тогда керамический сосуд при хранении в нем воды через некоторое время начнет набухать, шелушиться, пропускать воду. Часто именно так ведут себя цветочные горшки, при изготовлении которых был неверно подобран состав керамической массы или выбрана не соответствующая составу температура обжига.

Конечно, поступают и по-другому, не прибегая ни к каким испытаниям. Например, попытаются узнать, не занимается ли кто-нибудь по соседству керамикой. Может мастер поделится опытом и расскажет, нужны ли добавки для местной тины. И если нужны, то какие? При отсутствии такого советчика иногда просто пробуют разные варианты. Эго будет метод проб и ошибок в чистом виде, без всякой теории. Но если у вас не окажется необходимых приборов, а опытом поделиться с вами некому, придется воспользоваться именно описанным в материале подходом.
avatar
Berckut
Admin

Сообщения : 653
Дата регистрации : 2011-12-13
Возраст : 45
Откуда : Сибирь

http://d-otshelnik.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения