Последние темы
» Нет лошади, и осел хорош
автор zakko2009 Пт Ноя 18, 2016 11:06 pm

» Очищение жилья
автор Индиан Пн Фев 22, 2016 12:31 pm

» Генератор с центробежным регулятором
автор Лобода Сб Дек 05, 2015 10:43 am

» МОИ ЗАРИСОВКИ
автор федот Ср Ноя 18, 2015 11:58 am

» коптильные палочки
автор Индиан Пн Окт 19, 2015 1:04 pm

» Книга "Записки одного дайвера"
автор soneric750i Ср Июл 15, 2015 11:31 pm

» Иван-чай (капорский)
автор Олегсандр Чт Июл 09, 2015 4:08 pm

» БЕРЕСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ/
автор gar ptisa Пт Июн 19, 2015 1:47 pm

» Моченые яблоки
автор Сухов Алексей Ср Июн 17, 2015 2:21 pm

» Томаты.
автор Сухов Алексей Вт Июн 16, 2015 3:34 pm

Счетчик
Яндекс.Метрика

ЗНАХАРСТВО. История

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

ЗНАХАРСТВО. История

Сообщение  Berckut в Пн Янв 23, 2012 7:15 pm


Термин «знахарство» произошел от древнерусских слов «знахарь», «знатец» — человек, знающий свое дело; эти производные от слова «знать» связывались и с врачеванием. Под знахарством подразумевают, известные с незапамятных времен у народов, всех стран, «примитивные», не современные, не традиционные способы лечения, которые в некоторых случаях сопровождаются различными ритуалами.

С древнейших времён, знахарство возникло у всех народов и первоначально не отделялось от медицины. Знахари использовали накопленные изначальные знания о целебных свойств растений, продуктов животного происхождения, минералов, а также опыт о помощи больному и по уходу за ним. Широко использовались ритуальные обряды (заговоры, заклинания и др.) воспринимались как необходимые и часто оказывали положительное психотерапевтическое воздействие. Многие из широко применявшихся средств и методов оказались рациональными и впоследствии вошли в научную медицину.

По мере накопления положительного опыта, возникли различные специализации среди знахарей — лечителей, избравших определенные направления в своей деятельности, которые преимущественно передавались из поколения в поколение. На Руси это в знахарской среде выделяли:
костоправы
рудометы
очных дел мастера
кильных дел мастера (специалисты по вправлению грыж).

В словаре В.И. Даля мы читаем следующее определение знахаря:
"Знахарь (знахар, ворожейка, ворожильник, лекарь, лечейка, шептун) - человек, умеющий при помощи магии и различных предметов (растений, золы, углей и т.д.) исцелять больных и скот... Знахарь может предсказать и будущее посредством гадания. Также знахарь - в области приворота - он привораживает девушкам женихов, охраняет на свадьбе от порчи... Также знахарь умеет уничтожить в доме вредителей - насекомых, мышей, защитить посевы от них же, обеспечить рыбаку удачу на рыбалке... Знахарство - не только мужское, но и женское занятие".

Наиболее запретное христианской церковью понятие «Волхв» тоже является одним из древнейших названий человека, обладающего сверхъестественными возможностями. Волхвы, кудесники были колдунами особого ранга, влиявшими на государственный и общественный быт. Так как жрецы издревле именовались у славян волхвами, а их деятельность волхованием, то впоследствии это слово стало синонимом волшебства и чародейства. Волхвы знали множество метеорологических примет, силу и действие разных трав и умело применяли гипноз. Волхвы были отменными травниками и «водниками». Даже наука подтвердила важность и действенность фитотерапии. Волхвы обладали и серьезными познаниями в нетрадиционной медицине. Они успешно лечили больных лекарствами растительного и животного происхождения, хорошо разбирались в лекарственных растениях. Лечили минералами, металлами, различными золами и тайными средствами; знали диетотерапию и рефлексотерапию.

В настоящее время во многих государствах, в которых квалифицированная медицинская помощь, вследствие ее высокой материалоёмкости и как следствие её дороговизны, мало доступна необеспеченным слоям населения, возрождается знахарство. Значительная часть больных, хотя бы однажды, прибегает к помощи и советам лиц, своей деятельностью возрождающих знахарство. Его формы и проявления могут быть самыми разными в зависимости от бытовых, национальных традиций, уровня культуры и других условий.

В самом начале развития темы о знахарстве, хочется сказать (и даже предупредить), что занятие врачебной практикой как профессией лицами, не имеющими медицинского образования, рассматривается законодательством как незаконное врачевание, наказание за которое предусмотрено УК.

***

Первичный зачаток русской народной медицины следует искать в знахарстве и колдовстве древних славян. Эта народная медицина отличалась одной чертой, не свойственной первичным ступеням западноевропейской медицины. Дело в том, что русская народная медицина не знала жреческой организации, которая отмечает собою первые ступени развития медицины у романских и германских народов. Волхования, заклинания, заговоры, наговоры, основанные на вере в таинственные силы природы, являются преобладающими орудиями нашей архаической медицины наряду с простыми, чисто механическими средствами врачевания телесных болезней.

В языческой Руси, олицетворявшей в своих божествах силы природы, хранителями и носителями высших интеллектуальных познаний своего племени, в том числе и медицины, были старшие в роду (старцы, "калики перехожие”). Они совмещали в себе и отправление внешнего религиозного культа, и хранение преданий, и вещание права. Обладали, по всей вероятности, и тайнами первобытного врачебного искусства. "Калики перехожие” исцеляют Илью Муромца, который, по нашим былинам, "тридцать три года сиднем сидел в селе Карачарово”, и возвращают ему силы, дав "испить ему чарочку питьица медвяного”.

У древних славян родоначальника называли Чуром или Шуром ("чур меня”). Чур – хранитель рода. Хранители дома – домовые. Глава племени должен был "держать связь” с духами-прародителями. Посредниками между человечеством и таинственными силами природы считались также кудесники, волхвы, ведуны, ведуньи, играющие видную роль в древних летописных сказаниях и в произведениях устной народной словесности. К кудеснику обращается – помните? – князь Олег: "Что сбудется в жизни со мною?” Эти посредники могли использовать свою силу и на благо, и во вред человеку – исцелить или покарать.

Главным образом эта волшебная сила приписывалась женщинам, так как, по свидетельству специалистов, "вообще языческий идеал присваивает женской личности мифическую сущность, она обладает даром гаданий, чарований, пророчества, знает тайны естества, и потому в ее руках по преимуществу хранится врачевание от болезней и, следовательно, колдовство, ведовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках и добро, и зло этих сил”. Знахарская практика древних славян порождала и анимистические образы – духов и богов-целителей.

При господстве таких воззрений, как анимизм, тотемизм, магия, главными способами лечения были заговоры, заклинания. Древнеславянские заговоры – корень русской народной медицины. Все они имели определенную форму и строились строго по плану. Вот, например, типичный заговор – от зубной боли: " Как земляника засыхает и завядает, так чтобы у ... (называлось имя больного) зубы замирали и занемели, по сей день, по сей час”

Во врачебных заговорах древних славян наблюдается смесь анимизма с фетишизмом (фетиш – вещь). В заговоре обыкновенно говорится о каком-нибудь камне (латырь – камень), который лежит в "чистом поле” или "океан-море”. Вокруг этого камня и строится вся заговорная поэзия – лечение. Подробно перечисляются всевозможные виды данной болезни и частей тела, из которых она высылается. "Ссылание”, "сметание”, "сливание” болезни – необходимый аспект лечебных заговоров. Знахарь, как правило, обращался к месяцу, ветру, воде, дереву. Основное значение здесь имеют слова, но постепенно в процесс заговора вовлекаются и действия знахаря. Магические свойства передаются отдельным предметам. В лечебных заговорах появляется так называемый приколень, с помощью которого стараются передать болезнь с человека на какой-нибудь предмет. Постепенно слова заменялись символическими действиями. На дальнейшей ступени своего развития место символических действий знахаря занимают символические лекарства – амулеты. В былинах сила богатыря передавалась другому с его кровью. Былинный Святогор передает свою силу с пеной.

Распространенным методом лечения у древних славян было, как уже говорилось, "сметание” болезни, для чего применялись прутья, кнут, веник. Веником можно "засекать”, выметать болезнь, что предохраняет от всякой порчи, как бы отметая ее. С этой целью клали на пороге веник, вилы, топор; "сливание” болезни – омовение водой – тоже прием лечения, весьма распространенный. Вода обладает очистительной силой у древних славян и представляется живым существом – ее боялись оскорбить, ей поклонялись. "Состригание” болезни – тоже медицинский прием. Желая избавиться от недуга, состригали волосы, ногти, сжигали, отдавали собаке в хлебе и т.д. Знахарский культ был одним из истоков древнерусской медицины.




Последний раз редактировалось: Berckut (Вт Янв 24, 2012 5:54 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Berckut
Admin

Сообщения : 653
Дата регистрации : 2011-12-13
Возраст : 45
Откуда : Сибирь

http://d-otshelnik.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения